7 главных фильмов завершившегося Венецианского кинофестиваля
7 сентября 70-й Венецианский кинофестиваль завершил свою работу
7 самых интересных фильмов прошедшего смотра
1. "Поднимается ветер", режиссер Хаяо Миядзаки, Япония, конкурсная программа.
Анимация на конкурсе крупного фестиваля – явление редкое. Но не в том случае, когда речь идет о Хаяо Миядзаки. Признанный мэтр японского мультфильма, обладатель Оскара, Берлинского медведя (за фильм в стиле фэнтази «Унесенные призраками» 2001-го года); его картины собирают в прокате по 300 млн $… Конечно, такой режиссер будет желанным гостем на любом фестивале! И Венеция не исключение…
Что же приготовил Миядзаки на этот раз? «Поднимается ветер» - история японского мальчишки, которому снится небо: он мечтает стать летчиком. И становится им! По сути, перед нами что-то вроде «биографии в картинках», ведь Дзиро Хорикоси (герой фильма) отнюдь не вымышленный персонаж. Дзиро – легенда японской авиации. Но главное не в этом. Удивительно то, что вся картина (а это полтора часа!) сделана вручную, без применения компьютерных технологий. И еще: при всей своей трагичности фильм невероятно оптимистичен: «Поднимается ветер! Надо попытаться жить!» Что ж, мне кажется, это хороший девиз.
2. «Теорема Зеро», режиссер Терри Гиллиам, США, Румыния, конкурсная программа.
Специально для фанатов ненаучной фантастики! А также для тех, кто днями и ночами тусуется в социальных сетях. Терри Гиллиам создал фильм о не самом далеком будущем, когда у людей, наконец, появится возможность жить в Интернете; причем, жить не виртуально, а физически. Ну, то есть, в буквальном смысле этого слова. Осуществляя наяву все свои компьютерные фантазии.
Жюри, правда, футуристические изыски американского режиссера оценило не слишком высоко: никаких наград фильму не досталось. Зато зрители были в восторге!
3. «Филомена», режиссер Стивен Фрирз, Великобритания, основной конкурс.
Пока не были объявлены результаты конкурса, этот фильм считался безусловным фаворитом. Но в результате – только награда за лучший сценарий, то есть так называемый «утешительный приз». Почему так получилось, расскажу чуть позже. Пока же несколько слов о самой «Филомене».
Наперекор всем любителям артхауса и компьютерных эффектов, Стивен Фриз снял фильм по всем законам «классического жанра». Перед нами спокойный рассказ без всякой истерики, без мелодраматических всхлипов и вздохов. Хотя сюжет вполне к тому располагает: одинокая женщина ищет сына, которого родила, будучи подростком, и которого у неё отняли. Ищет спустя 50 лет. В заглавной роли – несравненная Джуди Денч, которой, к слову сказать, прочили награду за «лучшую женскую роль». Но… Но не сложилось.
4. «Госпожа жестокость», режиссер Александрос Авранас, Греция, основной конкурс.
Когда этот фильм предъявили почтенной публике, она была в ужасе. Критики же просто пожимали плечами: все были уверены, что если «Госпожа жестокость» и заслуживает какой-либо награды, то только за «самый плохой сценарий» и «самую слабую режиссуру». И дело тут не в шокирующем сюжете (отец-сутенер торгует дочерьми и заодно спит с ними сам) и не в сценах насилия: просто сделано все очень плохо.
Но главный сюрприз «Госпожа жестокость» преподнесла уже после того, как промелькнули финальные титры. Через несколько дней после абсолютно провальной премьеры, на церемонии вручения наград вдруг выяснилось, что фильм выиграл аж 2 приза: за «лучшую мужскую роль» и …. внимание! – «за лучшую режиссуру». Те, кто видели этот «шедевр», испытали шок во второй раз. И долго потом обсуждали этот феномен… Так что в категории «самый нашумевший фильм фестиваля» «Госпожа жестокость» побеждает безоговорочно!
5. «Мой друг Иван Лапшин», режиссер Алексей Герман, программа «Венецианская классика»
Не конкурсом единым жив фестиваль! Порой самое интересное может встретиться и вне основной программы. Так, например, «Венецианская классика» представила советский фильм 1984-го года, точнее, его новую, отреставрированную версию: был по показан «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа.
Долго говорить про этот фильм не имеет особого смысла: настоящие любители кино не могут его не знать. Причем, речь идет не только о русских зрителях: оказывается, картину знают даже за рубежом. (Хотя как понять иностранцу, что творилось в СССР в 30-е годы!) Как бы то ни было, во время показа зал был битком. И прием был настолько теплым, что любая «Госпожа жестокость» умерла бы от зависти…
6. «Мебиус», режиссер Ким Ки Дук, внеконкурсная программа
И снова фильм из внеконкурсной программы. На этот раз речь пойдет о корейском режиссере, лауреате прошлогодней Монстры – Ким Ки Дуке. (За свой фильм «Пьета» он получил Золотого Льва).
Для начала сразу скажу, что в Корее, на родине режиссера, «Мебиус» к показу запрещен. И сейчас вы поймете почему. Во-первых, сюжет: муж изменяет жене, и та в отместку пытается лишить его мужского достоинства (причем в буквальном смысле слова: берет нож и начинает пилить). Но мужу вовремя удается проснуться. Тогда женщина бежит к своему сыну и отрезает достоинство у него. В общем, сплошной романтик.
Во-вторых, шокирует не только сюжет, шокирует жестокость и откровенность, с которой это все подается. (Но если вы видели «Пьету», вы приблизительно понимаете, о чем речь.) В-третьих… но вы сами все увидите, так как фильм через пару месяцев появится в нашем прокате.
7. «Священная римская кольцевая», режиссер Джанфранко Росси, Италия, основной конкурс
Перед нами тот фильм, ради которого все и затевалось: перед нами победитель конкурса, обладатель 70-го Золотого льва. Причем, как говорят все, победитель весьма достойный. Сенсация лишь в том, что фильм… документальный. И это на фестивале ИГРОВОГО кино! Нет, такое, конечно, иногда случалось (например, каннское жюри под предводительством Квентина Тарантино в 2004 году тоже выбрало из всех претендентов именно документальную ленту – «Фаренгейт 9/11»). Но согласитесь, случай неординарный. И предположить этого не мог никто. Тем более, что на конкурсе были и очень хорошие игровые картины («Филомена», «Бродячие псы», «Тропы»)…
Тогда почему именно документальный фильм? Может, все дело в желании быть оригинальными? Тогда становятся понятными и призы, заготовленные для «Госпожи жестокости», и сам подбор фильмов для этого фестиваля (конкурсная программа была на редкость пестрой)…
Но как бы то ни было – выбор есть выбор! И жюри под руководством живого классика мирового кино (а я говорю про Бернардо Бертолуччи) свой выбор сделало.