В четверг, 7 апреля, в российский прокат выходит фильм "Мастер и
Маргарита" Юрия Кары по роману Михаила Булгакова, сообщает NEWSru Israel
со ссылкой на газету "Коммерсант".
Фильм, снятый в 1994 году, 17 лет пролежал на полке из-за разногласий,
возникших между режиссером и продюсером, а позднее - между создателями
картины и наследниками вдовы писателя, Елены Сергеевны Булгаковой.
Камнем преткновения оказалась длительность фильма, которая в
режиссерской версии составляла 3 часа и 20 минут. По требованию
продюсеров, лента была сокращена до двух часов.
За два
десятилетия, прошедшие с момента создания фильма, он был показан на
большом экране не более десяти раз: во время фестивалей или закрытых
"домашних" просмотров. В начале декабря 2006 года в интернете была
выложена пиратская версия картины. Она была удалена из сети в кратчайшие
сроки, однако фильм успел распространиться среди поклонников романа. За
прошедшие со времени съемок 17 лет фильм приобрел славу потерянного
шедевра отечественного кино. Еще в 2002 году режиссер утверждал, что
картина вскоре появится на экранах, но тогда этого не произошло.
Роль Маргариты в фильме исполнила Анастасия Вертинская, Мастера -
Виктор Раков, Воланда - Валентин Гафт, Коровьева-Фагота - Александр
Филиппенко, Ивана Бездомного - Сергей Гармаш, Степы Лиходеева - Сергей
Никоненко, Иешуа Га-Ноцри - Николай Бурляев, Геллы - Александра
Захарова, Азазелло - Владимир Стеклов, Никанора Босого - Леонид
Куравлев, Иуды - Игорь Верник, Левия Матвея - Лев Дуров, Иосифа Каифы -
Вячеслав Шалевич. Не дожили, к сожалению, до этого дня Михаил Ульянов,
сыгравший роль прокуратора Иудеи Понтия Пилата, Виктор Павлов,
исполнивший роль кота Бегемота, Борислав Брондуков, воплотивший образ
Варенухи, Спартак Мишулин, сыгравший Арчибальда Арчибальдовича. В
картине звучит музыка Альфреда Шнитке.
Роман Булгакова
экранизировали не раз. Существуют киноверсии поляков Анджея Вайды,
Мачека Войтышко, югослава Александра Петровича. В 2005 году телеканал
"Россия" показал 10-серийный телефильм Владимира Бортко "Мастер и
Маргарита". Однако, как ранее рассказал Кара, только в его "Мастере и
Маргарите" сохранена многослойность романа, все его темы. В югославской
экранизации взята только московская линия романа, в польской -
библейская. Кара же попытался соединить весь материал в большом
киноромане, отнесся бережно и к тексту, и к его реалиям: подвальчик
Мастера снимали в том подвале, что описан в романе, особняк Маргариты - в
особняке на Остоженке, а действие книги Мастера - в Израиле.
Мистики, по словам Кары, на съемках хватало. Например, когда снимали
одну из сцен в саду "Эрмитаж", на площадке появился не на шутку
встревоженный режиссер театра "Эрмитаж" Михаил Левитин и стал требовать
прекратить съемку. Оказалось, что в том месте, где хранился отснятый
материал, прорвало трубу горячего отопления и пленки плавают в кипятке.
Об этом Левитину сообщил консультант фильма. Поначалу Левитин только
посмеялся, но как только он положил телефонную трубку, в его кабинете
прорвало трубу горячего отопления, а его самого ошпарило кипятком.
Съемки прекратились, поскольку случившееся расценили как недобрый знак, и
до сих пор в театре, где это произошло, все углы окропляют святой
водой. Прибегла к помощи светлых сил и съемочная группа: камеру перед
съемками освятил батюшка - и полгода все было в порядке, но после того,
как камеру поменяли, начались проблемы.
Несмотря на то, что
создатели картины стремились к тому, чтобы снимать все сцены именно в
тех местах, которые фигурируют у Булгакова, поначалу выделенных на фильм
денег было явно недостаточно, поэтому некоторые сцены решили снимать не
в Израиле, а в Крыму.
Ранее Кара рассказал, что декорации
древней Иудеи соорудили в знаменитой Судакской крепости. У ее стен для
массовки собрали сотни военных в соответствующих времени костюмах. В
съемках также участвовали цирковые верблюды и ослики. Но прямо перед
съемками оказалось, что мало того, что оператор отсутствует, - пленку не
привезли. В довершение всего в октябре пошел снег, что бывает в Крыму
крайне редко. Кара вспоминал, как он отправился в Москву за пленкой и
оператором, - и опять новый знак: прямо напротив дома Булгакова на
Садовом кольце сломалась его новая "Волга", полетела коробка передач.
После этого съемочная группа решила снимать нужные сцены на Святой земле
в Израиле.
В Израиле, в пустыне, снимали, по словам Кары, при
жаре в 50 градусов. Из любопытства он сам хотел повисеть на кресте, но
когда через 20 секунд истовый Бурляев стал вопить: "Снимите меня!",
решил не рисковать.
Сцену на Патриарших прудах из-за отсутствия
трамвайных линий пришлось доснимать на других прудах - Чистых. Арбат
снимали на Арбате. Многие жители этого культового места с интересом
наблюдали из окон своих квартир за летающей на тросах отважной дублершей
Вертинской - Наташей Дариевой - и за самой Вертинской, бесстрашно
стоящей на крыше камервагена, проносившего ее мимо не всегда
благодарного зрителя.
Самая драматичная сцена "Распятие Иешуа"
снималась в пустыне в районе Мертвого моря. Автобус со злополучными
приключениями все-таки добрался до места. И кресты на Голгофе -
отечественные, сделанные на студии Горького, рассказывал Кара.
"Бал сатаны" снимали в усадьбе Марфино в 25 километрах от Москвы в середине августа 1992 года.
Не все было просто и с монтажом фильма. По воспоминаниям Кары,
Вертинская, безропотно согласившаяся сниматься обнаженной, во время
монтажа вдруг решила, что не все откровенные сцены должны войти в
окончательный вариант фильма. Особенно она возражала против сцены бала,
где ее поливали кровью. Актриса категорически отказалась озвучивать этот
фрагмент, поэтому пришлось использовать черновые фонограммы, заглушая
шум камер кваканьем лягушек.
Источник:
http://www.novonews.lv/index.php?mode=news&id=112268
|