Четверг, 28.03.2024, 11:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
Поиск Google
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2014 » Ноябрь » 21 » Юлий ГУСМАН: это кино о том, что дружба, любовь, добрые отношения важнее, чем границы
20:22
Юлий ГУСМАН: это кино о том, что дружба, любовь, добрые отношения важнее, чем границы

Продолжение знаменитой советской комедии Юлия Гусмана "Не бойся, я с тобой!", рассказывающей о приключениях циркачей Рустама (Мухтарбек Кантемиров) и Сан Саныча (Лев Дуров) в небольшой азербайджанской деревне, сегодня выходит в российский прокат. О работе над фильмом "Не бойся, я с тобой! 1919", отсутствии амбиций поехать на Каннский кинофестиваль, советской цензуре и российских реалиях режиссер рассказал в интервью ТАСС



- Как родилась идея снять продолжение фильма "Не бойся, я с тобой!"?

- Самое грустное, что есть в книжках о трех мушкетерах - это продолжение, даже не 20 лет спустя, а 30 лет спустя, когда герои становятся пожилыми и расходятся. Вот когда мы сняли 33 года назад фильм "Не бойся, я с тобой!", нам не хотелось расставаться и расходиться. Так часто бывает в кино.

Полад Бюль-Бюль-оглы, Лев Дуров, Мухтарбек Кантемиров - это потрясающая команда, потрясающие люди. И, конечно, расставаться нам было немножко грустно, хотелось еще поработать вместе. И наконец наша мечта сбылась, когда мы вновь встретились на съемочной площадке, уже, может быть, не такие молодые, но еще с ощущением совместного счастья от совместной работы. Эта картина, можно сказать, была ребенком, которого мы все очень ждали. Она отличается от первой - это уже не мюзикл, действие в ней происходит в другое время, но мы постарались сделать картину в той же манере. Это, в общем, телевизионный фильм, как и первый, но этот фильм захотелось показать и на большом экране, поэтому мы и решили выпустить его в прокат.

- Для целого поколения ваша картина, можно сказать, стала фильмом детства. Какой вы видите современную аудиторию "Не бойся, я с тобой! 1919"?

- Я назвал бы это семейным фильмом, для всех возрастов. Кто-то скажет, что это мой недостаток, но я не умею, не хочу снимать фильмы, которые называют артхаусом, поэтому я никогда не попаду на Каннский кинофестиваль в качестве участника.

Все, что я хочу - это доставить людям радость. Мне кажется, в наше достаточно тяжелое время очень хочется, чтобы мы все-таки смогли на секунду отключиться от плохой погоды, неприятных новостей с рублем или военными действиями и на секунду очутиться в теплом, замечательном крае, который называется Азербайджан, чтобы мы на секундочку стали детьми, которые радуются приключениям и победам и у которых не бывает вообще никаких неприятностей и несчастий. Мы очень хотели бы, чтобы этот фильм был посвящен немодным сегодня словам "милосердие", "доброта", "честность", "любовь".

- То есть настроение первой части сохранилось и здесь?

- Да, мы хотим рассказать о тех же ценностях. Вот сегодня словосочетание "дружба народов" никто не употребляет, "интернациональное воспитание" - нет такого в словарях. Мне все время кажется, что люди сильно озлобились, хотя живут неплохо, в магазинах всего полно.

Нам хотелось бы, чтобы это ощущение, то, с которым я вырос в Баку, и то, с которым мы снимали первую картину, чтобы оно звучало с экрана и было слышно не только в песнях и стихах, но и в нашем к этому отношении.
В городе Баку, где я вырос, вообще не было понятия, какой ты национальности. Мы бы очень хотели, чтобы эти ощущения "человеческого интернационала", с которым мы росли в Баку, звучало с экрана и в новом фильме, и чтобы его было слышно не только в диалогах, песнях и стихах.
Мы навсегда потеряли ту великую страну, но мы обязаны ее вернуть с помощью доброго примера, честного разговора и страстного желания жить на этом огромном евразийском пространстве, может быть, уже независимых государств, но государств, которые хотят быть вместе.

- Помимо основной тройки актеров в фильме есть и новые лица. Легко ли они согласились на участие?

- Актеры соглашаются легко, это замечательные люди. Мой друг Миша Ефремов, молодая девочка, сейчас студентка Кристина Гюльалиева, потрясающий молодой певец Эльдар Гасымов, лауреат Евровидения-2011. Снимались еще просто близкие люди - писатель Дмитрий Быков, известный разведчик и журналист Юрий Кобаладзе, знаменитый редактор "Коммерсанта" Андрей Васильев и даже мой брат принимал маленькое участие.

Все они сыграли в фильме, что называется, по дружбе. Так же, как и ребята из "Что? Где? Когда?", поэт Владимир Вишневский и, конечно, потрясающий актер, выходец из КВН Бахрам Багир-заде, ребята Таир и Джабо Имановы - они тоже из КВН, Владимир Долинский, Игорь Золотовицкий. Все актеры, мне кажется, здесь на высоте.

- Насколько сильно за эти 30 лет изменились условия кинопроизводства?

- Сценарий классического фильма "Не бойся, я с тобой!" написали мои близкие друзья и учителя – великолепные драматурги Юлий Теодорович Дунский и Валерий Семенович Фрид, а снял его молодой оператор Валерий Керимов, ныне, к сожалению, ушедший из жизни. Так же, как и удивительные актеры Гасан Турабов и Мирза Бабаев. В те времена не было таких технических возможностей как сегодня.

Сегодня у нас были другие возможности: фильм снял оператор Вадим Алисов - крупнейший мастер, художниками у нас были Таир Таиров, Рафик Насиров и Виктор Никоненко. Хотя технические условия изменились, мы все время себя ощущали в счастливом дружеском кругу.

Еще такой пример. Я очень люблю братьев Запашных, люблю их творчество, их цирк, вообще их номера и давно хотел снимать кино с Эдгаром Запашным в главной роли. Может быть, получится. И я его попросил принять участие в этом фильме: он со своим тигром сыграл в маленьком эпизоде, бегал по горам Азербайджана, и это было потрясающе.

Или еще одна трогательная история: на съемки мы привезли группу из 70 выдающихся российских актеров и кинематографистов. Первые пару дней они были насторожены, все-таки другая страна, Азербайджан, они много о ней читали, слышали. Ровно через два дня они стали другими, у них там столько близких людей появилось, друзей, они узнали замечательные места, где можно вкусно поесть, а таких мест много. Сейчас они мечтают поехать в Баку. И это ощущение, что мы становимся ближе, оно очень важное. Мне кажется, что именно эти мосты, которые пролагает кинематограф, искусство, и нужно не только поддерживать, но и всячески приветствовать.

- На первом фильме была цензурная история с запретом карате.

- Это невероятная история, ее не расскажешь в двух словах. В первой картине не впервые, но действительно почти впервые было много сцен с карате, которое я обожал и которым занимался. Картину надо было сдавать в главную редакцию телевизионного объединения "Экран". Я сдал на ура, боссы только стоя не аплодировали, только что не кричали: "Феллини! Гений!". Ни одного замечания, аплодисменты.

Я уезжаю в Баку сытый, довольный и счастливый, чтобы сделать одну пленку, с которой печатаются копии, привожу снова в Москву для формального технического показа, а там сидит полный зал - снова те же люди, даже больше, хотя, как правило, во второй раз картину принимают один-два человека для галочки. И я ничтоже сумняшеся, как полный дурак, думаю, что им так понравилось, что они решили второй раз насладиться этим фильмом. И сижу, зная, что я снял гениальный фильм.

А там те же люди, которые говорили мне, что я гений, Феллини, говорят: сжечь вместе с фильмом автора, распять, уничтожить пленку, жуткое кино. Я выскочил как ошпаренный: месяц назад я был гений, сегодня я дегенерат! Тут выбегает мой куратор и говорит, что закрытое постановление ЦК КПСС и КГБ СССР о запрете карате, и фильм под него подпал. Я спрашиваю, что делать, думаю, что ничего вырезать не буду, буду бороться, как Тарковский (прошу прощения за нескромное сравнение). Но, думаю, надо понять, что будет дальше с фильмом. Захожу в кабинет, как Конек-горбунок - из ноздрей пар, уши торчком, а в кабинете сидит прелестная женщина лет пятидесяти, улыбается и говорит, что ей нравится моя картина. Я спрашиваю: "Как же карате?" - "Какое карате? Вы же сами в интервью "Советскому экрану" сказали, что это традиционная азербайджанская борьба гюлеш, а никакое не карате". Она просто была нормальный, умный человек.

В итоге переозвучили одну фразу: "Я тебя убью" на "Я тебя не люблю" - и выпустили фильм.

- А здесь есть "национальная азербайджанская борьба"?

- О да! Но эти времена прошли, сейчас это перестало быть сенсацией.

- Съемки нового фильма проходили в тех же местах, где снимался первый?

- В основном да. Илису - маленький поселок на границе с Грузией. За это время дороги, которые были ужасными, стали роскошными автострадами. Как в Швейцарии стало.

Действительно, Азербайджан эти 20 лет не потерял зря. И в том маленьком поселке сейчас роскошные коттеджи и отели. Мы еле-еле нашли где-то там в глубине полянку на берегу реки.

- Произошли какие-то изменения в характерах героев фильма? Все-таки столько лет прошло.

- Это кино о том, что дружба, любовь, добрые отношения важнее, чем границы. Наши герои, конечно, немного изменились: Мухтарбек служит в Красной Армии, Дуров живет на берегу моря в маленьком селе и учит соседских детей карате, а Полад стал министром правительства. Фильм называется "1919", потому что это год, когда в Азербайджане была первая демократическая республика, которую потом 11-я Красная Армия успешно задавила. Это была первая демократия на Востоке - потрясающее время. И в нашем фильме, когда у героя Полада происходит горе - похищают его дочь плохие люди, все герои вновь объединяются и с молодыми своими друзьями едут спасать девушку.

- Но вы не боитесь, что продолжение любимой многими истории будет проигрывать первой части?

- Это не мне судить. Но я хочу подчеркнуть, что это не продолжение той картины, это картина с теми же героями, в той же стране и на ту же тему добра.

- Вы за свою карьеру выступали в разных амплуа - и как актер, и как режиссер и сценарист, и как продюсер, шоумен. Вам что ближе?

- Мне жутко не интересно что-то однообразное, это я точно знаю. Возможно, поэтому многие считают, что я разбрасываюсь и делаю что-то такое, что многие называют легким жанром. Но мне так хочется.
Вот я смотрю артхаус, когда на горящих покрышках ходят больные, искалеченные дети, я так впадаю в депрессию. Я так не умею, увы, снимать, да и не хочу. Конечно, я безумно ценю таких мастеров, как Антониони, Бергман, Феллини, Тарковский, Герман, но мне гораздо ближе радостное доброе и веселое кино. Я веселый человек, и я не хочу быть скучным и грустным. Еще я совершенно не умею отдыхать. Вот уже сейчас, закончив фильм, я знаю, что у меня впереди еще "Ника". Плюс к этому мы делаем в комитете гражданских инициатив под руководством Алексея Кудрина большое количество проектов по всей России - для людей, которые делают добро.

12 декабря будет финал – вручение общероссийской премии "Гражданская инициатива". Еще мы готовим праздничный вечер к юбилею моего старшего друга, великого актера Владимира Михайловича Зельдина. Я поставил с ним спектакли "Человек из Ламанчи" и "Танец с учителем", а сейчас готовимся отпраздновать его юбилей. 10 февраля ему исполняется 100 лет. Такой прекрасной, высокой и достойной жизни очень бы хотелось пожелать всем.

Беседовала Мария Токмашева

Источник: ИТАР-ТАСС

Просмотров: 511 | Добавил: Kraschinsky | Теги: азербайджан, Юлий Гусман, Не бойся я с тобой! 1919, Музыкальный, Полад Бюль-Бюль-оглы, Не бойся я с тобой!, Мухтарбек Кантемиров, Лев Дуров | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Kraschinsky  
0
Какие актёры! Какое кино! Бесподобно!
Обязательно посмотрю новый фильм.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей